Пенсионная реформа
Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года
- Подробности
- Пенсионная реформа
- Пенсионная система
- Опубликовано 01 Октябрь 2012
- Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года
- Введение - Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации
- Раздел I. Основные итоги функционирования пенсионной системы
- Раздел II. Основные цели и задачи развития пенсионной системы
- Раздел III. Направления реализации Стратегии
- Совершенствование тарифно-бюджетной политики
- Преобразование системы досрочных пенсий
- Реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы
- Развитие корпоративного пенсионного обеспечения
- Совершенствование системы формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы
- Совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием
- Развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения
- Раздел IV. Этапы реализации Стратегии
- Раздел V Ожидаемые результаты
- Раздел VI. Заключение
- Все страницы
Реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы
Основным принципом реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы является повышение ее эффективности в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан за счет формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются:
- отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений и, как следствие, незаинтересованность граждан и работодателей в управлении пенсионными ресурсами и их накапливании;
- отсутствие стимулов к развитию добровольного формирования пенсионных накоплений;
- несовершенство законодательства в части контроля и регулирования накопительной составляющей пенсионной системы, требования которого не соответствует объему накоплений и уровню рисков;
- реальное обесценивание средств пенсионных накоплений;
- возрастание рыночных рисков (по которым ответственность несет государство) по мере увеличения объемов пенсионных накоплений в условиях нехватки инструментов инвестирования (1,8 трлн. рублей в 2011 году,
- 2,3 трлн. рублей в 2012году, 3,5 трлн. рублей в 2014 году);
- высокие издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы, разрешенные законодательством (комиссия управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов составляет 1,4% стоимости чистых активов, что значительно превышает уровень комиссии на развитых финансовых рынках (0,5 - 0,7%);
- системная правовая коллизия, связанная с организационно-правовой формой негосударственных пенсионных фондов (указанные отношения регулируются в публично-правовой плоскости - в рамках обязательного пенсионного страхования и не предусматривают получение прибыли, а накопительная составляющая основывается на гражданско-правовых (договорных) отношениях и формируется с целью получения инвестиционного дохода).
Исходя из анализа проблемных вопросов, проявившихся в процессе функционирования накопительной составляющей пенсионной системы предлагается комплекс мер, направленных на ее поэтапную трансформацию в систему добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения в рамках гражданско-правовых (договорных) отношений.
При этом предлагается предусмотреть специальный характер платежа работодателя в систему добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения путем предоставления страхователю права на вычет из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на суммы пенсионных взносов в систему добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения при участии субъектов отношений по формированию накопительной составляющей пенсионной системы.
В этой связи предусматривается:
- введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений путем повышения требований к минимальному размеру собственных средств финансовых институтов, а также создания фондов солидарной ответственности, страховых фондов по аналогии со страхованием вкладов граждан в банковской сфере;
- повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);
- модернизация системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений: создание эффективной системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений с помощью внедрения качественных характеристик деятельности соответствующих стандартов их разумного поведения, сконцентрировав контроль в рамках единого контролера за деятельностью негосударственных пенсионных фондов - Федеральной службы по финансовым рынкам;
- целевое налоговое стимулирование добровольного формирования пенсионных накоплений;
- регламентация механизма формирования пенсионных прав в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования и негосударственном пенсионном обеспечении;
- совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;
- установление для негосударственных пенсионных фондов обязанности участия в саморегулируемой организации;
- расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений (в том числе с включением в него российских депозитарных расписок, муниципальных облигаций, акций компаний, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации, инфраструктурных облигаций, имеющих государственную гарантию, производных финансовых инструментов, увеличение максимальной доли облигаций одного эмитента в инвестиционном портфеле, расширение возможности инвестирования средств пенсионных накоплений в акции за счет введения альтернативного требования к рейтингу эмитента и капитализации акций одновременно, предоставление возможности инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги в ходе их первичного размещения, снижение на одну ступень требования к уровню рейтинга долгосрочной кредитоспособности эмитента ценных бумаг для инвестирования средств пенсионных накоплений);
- переход от законодательного ограничения направлений и объемов инвестирования средств пенсионных накоплений к ограничению выбора уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста лица, в пользу которого формируются накопления;
- расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;
- содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;
- повышение финансовой грамотности граждан.
В целях снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы, которые могут снизить размер трудовых пенсий, а также в виду недостаточной эффективности финансового рынка в среднесрочной перспективе предлагается:
рассмотреть вопрос об оптимизации тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;
предоставить застрахованным лицам право самостоятельного выбора:
- остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера;
- подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной составляющей в добровольной пенсионной системе с уменьшением тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в накопительную составляющую (в текущей ситуации в размере 6%);
- поэтапно ввести дополнительный платеж в размере 2 % для работника в накопительную составляющую пенсионной системы с учетом уровня его дохода;
- обеспечить расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;
- оказать содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем.
Все ранее сформированные пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в ранее установленном порядке.
Предложенная на среднесрочную перспективу мера по определению оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую позволит, с одной стороны, повысить общий размер трудовой пенсии и, с другой - снизить дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, например, при направлении в распределительную 2% из 6% дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации снизится на 0,25% валового внутреннего продукта к 2020 году; при перераспределении
4% - на 0,4% валового внутреннего продукта к 2020 году.