Пенсионная реформа
Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года
- Подробности
- Пенсионная реформа
- Пенсионная система
- Опубликовано 01 Октябрь 2012
- Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года
- Введение - Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации
- Раздел I. Основные итоги функционирования пенсионной системы
- Раздел II. Основные цели и задачи развития пенсионной системы
- Раздел III. Направления реализации Стратегии
- Совершенствование тарифно-бюджетной политики
- Преобразование системы досрочных пенсий
- Реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы
- Развитие корпоративного пенсионного обеспечения
- Совершенствование системы формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы
- Совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием
- Развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения
- Раздел IV. Этапы реализации Стратегии
- Раздел V Ожидаемые результаты
- Раздел VI. Заключение
- Все страницы
Совершенствование системы формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы
Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом их личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера.
Действующий порядок исчисления размера трудовых пенсий приводит к неэквивалентности пенсионных прав и обязательств.
В частности, порядок (формула) расчета страховой части трудовой пенсии формирует пенсионные обязательства, выраженные в абсолютных суммах, не обеспечиваемые соответствующими финансовыми ресурсами. Особо острой проблема предусмотренного в действующей формуле механизма генерации дисбаланса между обязательствами и источниками их покрытия становится в условиях негативного демографического тренда.
Должны быть решены следующие задачи, которые не надлежащим образом решаются в рамках действующей пенсионной системы:
- регулирование индексации пенсий;
- повышение продолжительности страхового (трудового) стажа, необходимого для назначения пенсии и формирование размера пенсии с учетом трудового вклада работника;
- обеспечение устойчивого поступления в течение длительного периода в распределительную составляющую пенсионной системы страховых взносов в объеме, достаточном для текущих выплат трудовых пенсий;
- формирование обеспеченных страховыми взносами обязательств со стороны государства по объему выплат пенсий в будущем;
- поддержание приемлемого соотношения между средним уровнем пенсий и заработных плат (имея в виду в качестве целевого
- значения 40%).
В связи с этим назрела необходимость изменения действующей системы формирования пенсионных прав с тем, чтобы она позволяла адекватно регулировать все основные элементы пенсионного обеспечения граждан и решить обозначенные проблемы.
Предполагается, что обязательства пенсионной системы должны постоянно балансироваться с ее текущими доходами.
Целесообразно поставить приобретение пенсионных прав в зависимость от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы, стажа работы, при этом одновременно государство должно обеспечить выполнение условий по коэффициенту замещения.
В рамках новой системы должно обеспечиваться формирование трудовой пенсии в размере до 40% заработной платы при наличии нормативного стажа.
Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа (30 лет) для получения пенсии в размере до 40% средней заработной платы по стране. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего актуарную сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах актуарная сбалансированность достигается при 42 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).
Для стимулирования трудовой активности и выхода на пенсию в более позднем возрасте планируется предусмотреть возможность назначения трудовой пенсии в более высоком размере при наличии страхового (трудового) стажа сверх нормативного.
В условиях текущей демографической ситуации предлагается сохранить право выхода на трудовую пенсию в установленном ныне пенсионном возрасте.
В этой связи в среднесрочной перспективе предлагается (в качестве альтернативы повышению пенсионного возраста) механизм стимулирования граждан к более позднему назначению трудовой пенсии по старости.
Кроме того, предлагается привести в соответствие показатели ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости с фактической (статистической) продолжительностью жизни соответствующих возрастов.
Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году до
21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости. При этом, начиная с 2016 года, предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого периода выплаты пенсии исходя из статистической продолжительности.
Переход на статистическую продолжительность ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии снизит дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2014 году на 1,08 млрд. рублей, в 2020 году -
106 млрд. рублей.
Необходимо учитывать, что пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.
В настоящее время пенсии выплачиваются в полном размере, при отсутствии наступления страхового случая (потеря трудоспособности).
В долгосрочной перспективе необходимо создать механизм по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы и получение им заработной платы выше средней по экономике.
Реализация мероприятий по совершенствованию системы формирования пенсионных прав позволит в долгосрочной перспективе осуществить переход к новой системе формирования пенсионных прав, исходя из требования актуарной сбалансированности пенсионных прав и обязательств.